Персонажи
Взгляд: творчество как религия
Русскоговорящий дизайнер грузинского происхождения Нуца Модебадзе творит из кожи, с трепетом вознося этот материал в ранг священных. По ее словам, ничто иное не способно передать настрой и воплотить креативную задумку автора так точно и легко. Начав заниматься тонким искусством, Нуца переехала из Москвы на Бали в поисках необходимой гармонии и внутреннего баланса. Теперь же она с завидной регулярностью уходит в дизайнерское затворничество, чтобы по нескольку недель вручную создавать новые изделия, а заодно вновь шептать мантру большинства творческих людей: сон — это напрасная трата времени.
В 2005 году Нуца Модебадзе осуществила мечту любого творческого человека: просто сделала то, что не смогла найти в магазинах — нечто, что ей действительно захотелось бы носить. Мечта воплотилась в кожаной сумке идеальной формы, цвета и фактуры. И как только она поняла, что может «ловить» своё творческое настроение, идеи сами начали воплощаться в жизнь. В данный момент все производство вернее будет назвать небольшим авторским ателье, где вручную создаются предметы искусства, которые ещё и можно носить.
Как Вы поняли, что найдете своего покупателя и будете востребованы на рынке?
Первые мои работы были самыми безумными — я начинала с сумок–подушек всех размеров и фактур. Я начала делать все, что приходило в голову, и подолгу не могла остановиться. В результате я закрылась на год в своей квартире и лишь иногда выходила за материалами и едой, возвращалась и снова творила — настоящее наваждение. Я ничего не продавала в течение первых трех лет, и лишь друзья знали о моем занятии, поддерживая меня во всем. Именно друзья стали моей целевой аудиторией и первым потребительским экспериментом: весь процесс так завораживал, что я вообще не думала о деньгах — когда вокруг близкие люди, а в руках любимое дело, больше ничего не нужно.
Как происходил переход от сумок и обуви к полноценным предметам гардероба?
Я живу с кожей уже 10 лет, за которые провела с ней кучу экспериментов. Представьте, это неисчерпаемый материал, он все время меняется и каждый раз удивляет. Четыре года я делала только сумки и лишь потом перешла на обувь. Я работала с утра до ночи, уходила всегда последней и не могла остановиться, потому что поняла, что с кожей можно творить бесконечно. Я изучила структуру стопы человека, и то, как кожа перенимает ее строение: носила сама, исправляла косяки, придумывала комфортную стельку и подошву. Три года ушло на эксперименты, за время которых я изобрела свою технологию производства, которую использую сейчас на своей маленькой фабрике на Бали — после этого я забираю болванки к себе в мастерскую и обрабатываю — крашу, деформирую и состариваю. Остальное оставлю в секрете.
Расскажите о том, как устроено ваше авторское ателье?
Все производится вручную от изготовления основ для моделей до окрашивания — не конвейерного, конечно. Есть слово colored и painted, вот в моем случае — последнее, потому что все модели очень индивидуальны: это касается и оттенков цвета, и мазков, и складок на коже. Даже закрепители на шнурках мы изготавливаем вручную. Я все делаю сама, мои работники только собирают модель по лекалам, дальше — самое интересное и трудоемкое. Никто, кроме меня, не знает методику работы с объектом, и все эксперименты я произвожу лично — это очень сложная серия обработок материала. К тому же только я знаю, каким будет финальный результат, ведь материал очень живой. Команда на фабрике состоит всего из четырех человек, с которыми я работаю уже шесть лет, они как семья. А в моей личной мастерской, где происходит вся креативная часть работы, мы обычно работаем вдвоем с ассистентом.
Как проходят дни в процессе создания коллекций?
Работаю я без телефона, иногда без сна и ужина, а когда довольная выхожу из мастерской — уже утро. Оценить свою работу я могу только на следующий день свежим взглядом. Я никогда не создаю коллекции по шаблону, мне безразличны любые тренды, ведь дух коллекции — только в авторской руке. Вы не представляете, сколько у меня идей. Я всегда думаю о работе и могу заниматься производством вечно, если бы не сон — стоит признаться, я иногда и о нем забываю. Главная проблема — свободное время для творчества, когда можешь освободиться от всей шелухи и спокойно посвятить неделю работе. Ненавижу, когда меня отвлекают какие-то будничные дела. В данный момент я закончила работать с новой коллекций сумок и аксессуаров. Когда недавно у меня появилась свободная неделя для творчества, я решила закрыться в мастерской — и лишь изобретя что-то новое, я решила перевести дух: как оказалось, прошел месяц вместо недели. Зато результат радует по–настоящему: теперь это кольца, браслеты и головные уборы, где я сочетаю благородные металлы и кожу.
Почему именно кожа?
Кожа всегда отвечает мне, когда я дотрагиваюсь до нее. Это живая и отзывчивая субстанция. Наверное, у меня такой характер, что я нахожу с ней общий язык, ведь не каждый может ее укротить. Не могу прожить без этого материала ни дня — и без творчества тоже.
Текст: Ярослав Фащевский