Дневник
Димитрий Семаков в ММОМА: «Структуры времени»
Серия «Врата и цивилизации». Без названия. Холст, масло, смешанная техника. Размер 180 см х 110 см. 2011 год. Из коллекции ММОМА
Серия «Врата и цивилизации». Без названия. Холст, масло, смешанная техника. Размер 180 см х 110 см. 2010 год. Из коллекции ММОМА
Серия «Врата и цивилизации». Без названия. Холст, масло, смешанная техника. Размер 95 см х 165 см. 2001 год
Серия «Врата». Без названия. Бумага, акрил, масло, смешанная техника. Размер 75 см х 110 см. 1998 год. Из коллекции Эвелины Хромченко
Серия «Врата и цивилизации». Без названия. Холст, масло, смешанная техника. Размер 80 см х 80 см. 2012 год. Из коллекции Эвелины Хромченко
Серия «Врата и цивилизации». Без названия. Холст, масло, смешанная техника. Размер 110 см х 45 см. 2012 год
«Структуры времени» – масштабная ретроспектива Димитрия Семакова, которая впервые в столь полном объеме демонстрирует его главные живописные серии, а также скульптуры, инсталляции и видео-работы. Создававшиеся в течение тридцати лет
в разных городах – Москве, Нью-Йорке, Брюсселе и Кельне, – произведения художника, наконец, собраны вместе под крышей музейного здания в Ермолаевском переулке 11 ноября – 6 декабря 2015. Они формируют тотальную образную среду, выявляя и сгущая ключевые пункты личной географии их автора.
Примечательно, что гений места здания MMOMA – дореволюционного особняка, выстроенного в палладианском вкусе для Московского архитектурного общества, – напрямую соотносится с кругом творческих интересов Семакова. Именно архитектура задает вектор размышлениям художника о бытии во времени, о том, как пульс минувших цивилизаций, казалось бы, ставших в итоге лишь главами исторических сочинений, отстраненно ощущается здесь и сейчас. О том, что бесследно ускользает и том, что сохраняется, несмотря на политические катаклизмы, научные открытия
и мировоззренческие сдвиги.
Мигрирующие из картины в картину мотивы античного, средневекового и ренессансного европейского зодчества упорядочивают экспрессивную живопись художника, равно восходящую к экстатическим барочным ноктюрнам Эль Греко или Маньяско, сумеречным ученым фантазиям Пиранези, воодушевленным колористическим симфониям Кандинского. Они внедряют в мерцающую поверхность его работ – «озвученную» намеренно обостренными сочетаниями основных цветов, наполненную тающими силуэтами людей, – те устойчивые культурные коды, которые хранит древнегреческий концепт «архе».
Порталы, разноуровневые галереи, витрувианские базы, капители, готические опоры, своды… Элементы абстрагированного лексикона пластических и пространственных впечатлений художник «перечисляет» в своих работах словно вспышки воспоминаний. Ведь архитектурные формы для него – не просто элементы большого стилевого конструктора, но, в сущности, осязаемые следы времени, единственные достоверные носители цивилизационных смыслов.
Экспозиция разворачивается на всех этажах музейного особняка, предоставляя зрителю возможность совершить путешествие сквозь время и пространство. Каждая из четырех больших остановок этого реального и, вместе с тем, метафизического восхождения фокусирует внимание на пограничных символических структурах – вратах, башнях, арках и окнах, выявляющих диалектическое сопряжение материи и эйдоса, настоящего и прошлого, живописи и архитектуры.
Текст: Андрей Егоров, Анна Арутюнян